Программа анализа плана по самообразованию
I. |
Предметное самообразование: - изучение, повторение объяснительных записок программ - возобновление знаний курса - получение и усвоение новой информации по специальности - посещение уроков у коллег - работа с передметным журналом
|
II. |
Методическое самообразование: - тема по самообразованию - связь темы с рекомендациями учителю, полученными в ходе аттестации - изучение вопросов конкретной методики - изучение и внедрение ППО - работа в ШМО, КМО, ГМО, ОГ - изучение нормативных документов
|
III. |
Изучение теории педагогики и психологии
Форма плана по самообразованию.
№ п/п |
Содержание работы |
Литература |
Срок |
Виды работы. Использование полученных знаний в практической работе: - доклад; - урок; |
Отм. о вып. |
- метод.разработка |
- воспит.меропр. |
- лекция для родителей |
|
IV. |
Связь темы самообразования с - темой школы; рекомендациями, полученными в ходе аттестации, - межкурсовой работой |
Памятка для учителя
- Пусть в школе царит мир. Доверие детей к учителю - великая сила, но оно приобретается
прямотою и искренностью.
- Во главу учебно-воспитательной работы ставь развитие личности ученика, опирайся на его субъектный опыт, развивай его индивидуальность.
- Умей заинтересовать детей: развивай познавательный интерес, с учётом возрастных особенностей.
- Никогда не давай урок в раздражённом состоянии, умей владеть собой.
- Держись всегда перед учеником как образованный человек, никогда не позволяй себе по
отношению к ним никаких вульгарных выражений.
- Умей смерить гордыню и признать свои ошибки.
- При беседе с учеником проявляй такт и терпение, не перебивай ученика при первом неполном
или не вполне правильном выражении, дай ему окончить предложение.
- Не позволяй себе быть снисходительным, пренебрежительным по отношению к детям.
- Не рассчитывай на быстрый успех. Не падай духом. Ищи причину недостаточного успеха
в самом себе.
- Наказания, дозволенные законом, в твоём распоряжении, но используй их разумно, не наказывай
дважды за один проступок.
- Ежедневно повторяй себе, что ты существуешь ради учеников, а не они ради тебя.
Педагогическая и методическая информация в Интернете.
Различная педагогическая информация, в том числе методическая, содержится:
I. На тематических образовательных порталах и сайтах, наполнение которых, как правило, посвящено определенному кругу педагогических проблем. Например, Федеральный российский общеобразовательный портал ( www.school.edu.ru ), портал гуманитарной направленности ( www.auditorium.ru ). Федеральный портал по дополнительному образованию ( http://www.vidod.edu.ru ), портал естественнонаучного образования ( http://en.edu.ru ) и др. Все вопросы, связанные с переходом
на профильное обучение в старшей школе, можно найти на сайте ( http://profile-edu.ru ).
Девять образовательных порталов, объединенных в консорциум, возглавляет Федеральный портал «Российское образование» ( www.edu.ru ). Этот портал является главным порталом Министерства образования и науки РФ и содержит огромное число профессиональной информации для всех
категорий педагогов. В своей работе методистам достаточно часто приходится обращаться к законодательно-нормативным документам, регламентирующим различные аспекты деятельности образовательных учреждений, осуществлять проведение экспертной и оценочной деятельности. На портале вся информация размещается практически в тот же день, когда была принята и утверждена. Кроме того, можно использовать возможности еженедельной рассылки оперативной информации,
которая осуществляется на всех образовательных сайтах, что позволяет значительно экономить время
и оптимизировать свою профессиональную деятельность.
Еще одной ценностью портала «Российское образование» является тесная связь с другими порталами, входящими в образовательный консорциум, и множество ссылок на другие Интернет-ресурсы.
Удобный и достаточно простой интерфейс делает его доступным и полезным для всех категорий педагогов.
II. В российских электронных журналах по педагогике, которых уже довольно много. Наиболее распространенными являются:
«Педагог» - http://www.bspu.altai.su/bspu_info/pedagog;
«Курьер образования» - http://www.courier.com.ru;
«Зеркало» - http://www. iph.ras.ru /~mc;
«Educational Technology & Society» - http://www.ifets.ieee.org/periodical;
«Энциклопедия образовательной технологии» - http://edweb.edsu.edu/ee/;
«Учитель года» - http://www.teacheryear.ru;
«Образование: исследование в мире» - http://www.oim.ru;
«Вопросы Интернет-образования» - http://www.center.fio.ru/vio;
«Эйдос» - http://www.eidos.ru;
Издательский дом «1 сентября» - http://www.1september.ru и др.
III. На сайтах различных учреждений и организаций. Так, по результатам исследований наиболее известными в педагогическом сообществе являются следующие сайты:
Бесплатные библиотеки сети по разным педагогическим проблемам - http://allbest.ru/libraries.htm;
Портал Федерации Интернет-образование - http://www.fio.ru;
Портал компании «Кирилл и Мефоднй» - http://www.km.ru;
Портал «Аудиториум» - http://www.auditorium.ru;
Виртуальная школа «КиМ» - http://wwv.vschool.km.ru;
Сервер информационной поддержки Единого Государственного Экзамена - http://www.ege.ru;
Русский Гуманитарный Интернет-Университет - http://www.i.-u.ru/default.asp;
Инновационная образовательная сеть «Эврика» - http://www.eurekanet.ru и др.
В качестве одной из положительных тенденций развития Интернет-ресурсов можно выделить создание тематических страниц, посвященных актуальным проблемам развития образования на различных сайтах вузов. Академий, кафедр и др. Например, на сайте Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ ( www.apkro.ru ) появился и активно поддерживается сайт Центра модернизации общего образования. Структура и содержание этого сайта позволяет получить самую оперативную информацию по разным проблемам модернизации системы образования, познакомиться с региональным опытом и результатами эксперимента, обсудить интересующие вопросы на форуме и т.д. Следует отметить, что благодаря инициативе Федерации Интернет-образования появились новые Интернет-проекты, такие, как сетевые объединения методистов, например, проект «СОМ» ( http://som.fio.ru ). Сетевые объединения методистов - это сайт для методической поддержки учителей-предметников. На нем размешаются различные методические материалы по школьным предметам. На страницах любого предмета указывается количество материалов в каждой рубрике.
Кроме навигационной структуры внутри каждого предмета, существует тематический каталог. Таким образом, можно найти любой заинтересовавший пользователя ресурс в соответствии с темами учебного плана. По каждому предмету учителя могут найти различные учебно-методические материалы, в том числе:
На сайте методического центра учителей черчения ( http://cherchenie.nm.ru ) содержится много полезной информации как для начинающих, так и опытных учителей черчения: программы, олимпиады, тест, разработки уроков, доклады, презентации по работе с системой «Компас» и др. Информационно-методический центр Екатеринбурга ( http://www.eims.ru/teacher.html ) предлагает билеты выпускных экзаменов по информатике, программы по информатике, образцы готовых заданий, методики поиска информации в Интернете и др.
Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
( http://vmoisto.narod.ru ) работает при поддержке Московского университета открытого образования и Интернет-Центра Института общего среднего образования РАО.
Сайт методического объединения учителей истории Южного административного округа Москвы
( http://prepod.km.ru ), созданный при активном участии Андрея Лукутина, учителя истории средней школы № 666 Москвы, лауреата конкурса «Учитель года -2004», представляет большой интерес не только для учителей истории, но и для классных руководителей. Им предлагается использовать в
своей профессиональной деятельности самый разнообразный методический инструментарий: методики проведения медиа-уроков, электронные презентации, компьютерные программы и многое другое.
В декабре 2001г. на базе Окружного методического центра Северо-Западного округа Москвы был
создан окружной ресурсный центр ( http://www.rcsz.ru ), который стал его структурным подразделением.
В Томске методист по информатике В.А. Власов создал и постоянно поддерживает свой персональный методический сайт ( http://school.tsu/ru/~wawlasov/start.htm ). на котором содержатся нормативно-методические документы по преподаванию информатике в школе, методика и материалы к урокам, литература, материалы по аттестации и оплате труда, полезные ссылки и т.д.
Фонд Научной электронной библиотеки РФФИ ( http://elibrary.ru ) является одним из самых больших и развивающихся, охватывает разные области научных знаний. Библиотека ежедневно пополняется новыми электронными журналами, издаваемыми в ИНИОН РАН и др. Прежде чем начинать работу в библиотеке, необходимо один раз заполнить регистрационную форму и персональную карточку.
В то же время права доступа к тем или иным ресурсам библиотеки зависят от того, в какой
организации в данный момент работает пользователь, поскольку они ограничиваются определенными диапазонами IP -адресатов.
Для эффективного поиска нужного источника в электронной Государственной научной педагогической библиотеке им. К. Д. Ушинского ( http://www.gnpbu.ru ) не требуется каких-либо особых умений ориентироваться в базе данных БД, состоящей из следующих разделов: